Статья 313 Налогового кодекса РФ содержит важные положения, регулирующие особенности интерпретации юридической информации. Она предоставляет основные принципы и правила, которыми руководствуются суды и налоговые органы при разрешении споров по применению налогового законодательства.
Эта статья определяет такие важные понятия, как толкование нормативных актов, их основные принципы и методы. Она также устанавливает порядок учета обычного и целикового значения налоговых норм, а также особенности применения международных договоров по налогообложению. Важно знать эти особенности и требования, чтобы уверенно защищать свои интересы в суде или при взаимодействии с налоговыми органами.
Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику
Организация самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь действующим законодательством о бухгалтерском и налоговом учетах, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика применяется последовательно из года в год с момента создания организации. Однако бухгалтер не может предусмотреть заранее все ситуации в хозяйственной жизни организации, и зачастую требуется внесение дополнений и/или изменений в учетную политику.
Согласно статье 313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), если изменения в учетной политике вызваны изменениями законодательства, то новые положения применяются с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.
Однако это касается именно законодательного аспекта. Когда речь идет об изменениях применяемых способах или методах учета, то новые положения применяются организацией не ранее начала нового налогового периода согласно пункту 12 статьи 167 НК РФ.
Основными законодательными нормами, регламентирующими обязанность ведения учетной политики, являются статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Те хозяйствующие субъекты, которые ведут свою деятельность также в соответствии с системой международных стандартов финансовой отчетности, руководствуются МСФО IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и МСФО IAS 1 «Представление финансовой отчетности», где изложены требования к раскрытию учетной политики.
Внесение дополнений в учетную политику
Дополнения в учетную политику могут быть необходимы в случае осуществления новых видов деятельности, создания обособленных подразделений, включая филиалы и представительства, реорганизации в форме присоединения или смены режима налогообложения вследствие утраты права. В таких случаях бухгалтер должен внести корректировку до момента наступления события, а новые положения применяются с момента утверждения приказа о внесении дополнений в учетную политику согласно статье 313 НК РФ. Однако следует учесть, что согласно определению ВАС РФ от 28.02.2013 № ВАС-1483/13, новый порядок учетной политики не распространяется на отношения, возникшие в период, предшествующий внесению изменений в нее.
Процедура изменения учетной политики
Внесение любых изменений или дополнений в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики — отдельным приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя.
Ограничения при изменении учетной политики по налогу на прибыль
При принятии решения об изменении применяемых способов учета, в части положений учетной политики по налогу на прибыль, необходимо учитывать ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно, такие как пункт 1 статьи 319 НК РФ, статья 320 НК РФ, пункт 1 статьи 259 НК РФ. Поправки по налогу на прибыль обычно вводятся с начала года, поэтому корректировать учетную политику в середине года из-за изменений законодательства не требуется.
Итог
При составлении учетной политики бухгалтеру необходимо быть предельно внимательным и избирательным. Несмотря на то, что существуют различные ресурсы, где можно найти образцы и конструкторы учетной политики, не все они обеспечивают актуальную информацию, отражающую законодательные требования, особенности отраслевого учета и специфику хозяйствующего субъекта.
При составлении учетной политики не рекомендуется включать разделы или способы учета, которых нет на самом деле в хозяйственной деятельности. Также следует отметить, что учетную политику всегда можно дополнить в последующем.
Для более точного определения форм регистров в учетной политике рекомендуется указывать конкретные формы, а не просто учетную программу. Это позволит избежать запросов налоговых инспекторов о предоставлении необходимых регистров, которые не были указаны в учетной политике.
Учетную политику не нужно представлять в налоговую инспекцию, поскольку требование об этом отсутствует в Налоговом кодексе РФ. Однако инспекторы могут запросить этот документ только во время выездной налоговой проверки.
За отсутствие учетной политики и приказа о ее утверждении могут быть наложены штрафные санкции в размере 200 рублей, согласно постановлению Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 № Ф02-3520/2015. Учетная политика и приказ об ее утверждении являются единым документом, согласно пункту 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».